Путин и Сечин разошлись во взглядах на перспективы российского автопрома
Газета «Коммерсантъ»
28 мая 2008 года рассказала про визит Путина вместе с
новоназначенным промышленным вице-премьером Игорем Сечиным
на АвтоВАЗ. Интересно то, что эти чиновники не
сошлись во взглядах на позицию отечественного автопрома. Так, в статье под заголовком «
«Правительство готовит новую кампанию в
поддержку отечественного автопрома, направленную на
вытеснение с рынка подержанных автомобилей. Соответствующие предложения автозаводов одобрил вице-премьер Игорь Сечин, готовивший вчерашнее совещание автопроизводителей
с главой правительства Владимиром Путиным.
По словам ряда федеральных чиновников, подготовкой совещания занимался
Игорь Сечин. 17 мая он впервые встретился с главами
российских автозаводов, познакомился с ними и выслушал предложения по развитию
отрасли. Все опрошенные "Ъ" автопроизводители
признавались тогда, что остались довольны встречей, потому что новый
вице-премьер "готов внимательно слушать и вникать в детали проблем".
Действительно, Игорь Сечин сразу же поручил Минпромторгу доработать "Комплекс мер по развитию
российского автопрома" с учетом предложений
участников рынка. Уже 19 мая Минпромторг отправил
проект документа на согласование в Минэкономразвития. Такой скорости в
доработке документов чиновники не демонстрировали давно ("Комплекс мер по
развитию автопрома" разрабатывается с августа
2007 года). Заместитель главы Минпромторговли Андрей
Дементьев попросил Минэкономразвития согласовать документ "в установленные
протоколом сроки", сославшись на поручение Игоря Сечина
(письмо господина Дементьева имеется в распоряжении "Ъ", конкретные
сроки не уточняются). Официально в министерствах ситуацию не комментируют.
По словам одного из чиновников, Владимир Путин неслучайно встретился с
главами автозаводов именно в "Алабуге", где
работают предприятия "Северсталь-авто".
Собеседник "Ъ" утверждает, что компания выступила основным лоббистом
поправок в "Комплекс мер...". Предложения "Северсталь-авто"
в основном сводятся к изменениям в таможенном и налоговом регулировании. "Северсталь-авто" предлагает создать условия, при
которых покупка и эксплуатация старой техники будет невыгодна. Помимо роста
пошлин на иномарки возрастом три-пять лет до уровня новых (то есть 25%, но не
менее €1 тыс. в зависимости от объема двигателя) компания
выступает за кратное повышение транспортного налога для юридических лиц,
использующих подержанные авто.
Другим препятствием для развития автопроизводства
в России автозаводы считают отверточную сборку. "Северсталь-авто"
предлагает ввести пошлины на импорт окрашенных автомобильных кузовов в размере
15%, но не менее €5 тыс. за кузов (сейчас 15%). Это мера ударит, в частности,
по ЗАО "Автотор", которое собирает до 100
тыс. иномарок в год методом отверточной сборки».
С деталями предложений можно и нужно спорить – поддерживать отечественное машиностроение нужно не изменениями пошлин, а, скажем так, нерыночными мерами. Начиная с пересадки президентов-премьеров с «Мерседесов» на ЗИЛы-«членовозы», заканчивая разработкой принципиально новых транспортных средств – тех же электромобилей, которые вытеснили бы бензиновый транспорт. Однако в целом изложенные ниже предложения выглядят логичными – высшие чиновники обязаны развивать промышленность своего государства хотя бы на словах.
Однако совсем иную,
антипатриотическую позицию занял персонально премьер Путин. Соответствующая
заметка об этом так и называется: «
«На совещании по проблемам развития российского автотранспорта господин
Путин сказал, что объем рынка автотранспорта в России сегодня — $40 млрд.
— Правда, в прошлом году только 25% проданных автомобилей были
российскими,— безо всякой, впрочем, тревоги в голосе заметил он.
Как стало понятно, премьер определился с тем, как должна развиваться
автомобильная отрасль. И его выводы не обрадуют поклонников российских
автомобилей.
— Считаю, в таких условиях нужны не высокомерные великодержавные
амбиции, а холодный расчет,— произнес он.— У нас в
конце концов была сделана ставка на автомобильную кооперацию с ведущими
мировыми автоконцернами и на организацию сборки в
России. Все можем сделать! У нас все для этого есть!
После этого меня не удивило, что совещание продолжилось в закрытом режиме».
Без комментариев.